Природа покерной дисперсии

Природа покерной дисперсии

В данной статье мы обсудим природу покерной дисперсии и поговорим о методах минимизации потерь во время проявления ее негативной стороны.

Определение дисперсии.

Ввиду того, что покер является игрой статистического распределения, каждая разыгрываемая нами рука находится во власти вероятности. Наша же цель, как профессионалов, должна состоять в том, чтобы склонить эту вероятность в свою сторону.

Тем не менее следует понимать, что всегда существует определенный шанс того, что мы примем ошибочное решение и выиграем, и напротив: сыграем грамотно, но проиграем. Более того, никто не застрахован от того, что такое будет происходить с нами на протяжении определенного временного отрезка. В совокупности все это и именуется дисперсией.

Дисперсия - это череда апсвингов (подъемов) и даунсвингов (спадов), или выражаясь иначе: последовательность отрицательных и положительных отклонений в игровых результатах. Если говорить более научно, то дисперсия в покере отображает разницу между индивидуальными результатами в краткосрочной перспективе и усредненными значениями результатов, которые мы ожидаем наблюдать на длительной дистанции.

Как правило, когда разговор заходит о дисперсии, большинство игроков имеют в виду негативное отклонение, что означает, что на протяжении определенного времени они проигрывают с руками, которые являлись крупными фаворитами на выигрыш банка. Однако реальность заключается в том, что в такие моменты эти игроки просто забывают о влиянии положительной дисперсии на их суммарный винрейт.

Положительная дисперсия может проявляться различными способами: игрок может получать премиум руки намного чаще, чем он должен; или же его дро будут закрываться с более высокой частотой, чем им следует. Разумеется, в такие периоды положительное отклонение от усредненных значений приводит к повышению винрейта игрока или попросту к апсвингу.

Испытание дисперсией.

Все игроки подвержены влиянию как отрицательной, так и положительной дисперсии. Даже лучшие кэш-игроки ввиду негативной дисперсии могут ожидать потенциальную потерю в 10 бай-инов, однако, не будет ничего удивительного и необычного в том, если их проигрыши будут равны 20-30 бай-инам в периоды, когда происки негативной дисперсии окажутся чересчур жестокими.

Играя в покер на профессиональном уровне, вы должны понимать, что такое положение вещей является абсолютно естественным. Говоря иначе, вы должны быть готовы к подобным раскладам, ведь чем большую дистанцию вы наигрываете, тем ниже вероятность того, что даунсвинг обойдет вас стороной.

Что касается продолжительности положительной или отрицательной дисперсии, то она носит сугубо хаотичный характер. Временами отрицательная дисперсия может длиться всего несколько тысяч рук после чего все возвращается на свои места, в другие же моменты игрок может нести убытки и на протяжении 100 тысяч раздач. Положительная же дисперсия, как правило, длится на более 10 тысяч рук, однако, в такие моменты игрок "разрывает" лимит, а его винрейт на данном отрезке достигает 30-40bb/100.

Итак, размышляя о дисперсии, мы должны акцентировать свое внимание не только на сессиях, в которых происходили кулеры и переезды не в нашу сторону, но и на тех особо удачных сессиях, в которых мы играли в "режиме бога".

Понимание сути дисперсии.

Рассмотрим пример с подбрасыванием монеты и рассчитаем возможную дисперсию. Подбрасывая монету, мы ожидаем в 50% случаев увидеть "орла" и в 50% - "решку". Далее, предположим, что мы заключили пари, по условиям которого каждый раз, когда выпадает "решка" мы выигрываем $2, а когда выпадает "орел" - проигрываем $1.5. Количество бросков равно пятидесяти.

Вычислим EV такого пари:

(50% выигрышей * $2) - (50% проигрышей * $1.5) = $1 - $0.75 = $0.25

Выходит, что с такими условиями пари мы вправе ожидать 25 центов прибыли за каждое подбрасывание монеты, а значит за 50 бросков наш заработок должен составить $12.5.

Далее, воспользуемся данным ресурсом (виртуальный флиппер) для того, чтобы проверить какой процент выпадения "орлов"/"решек" мы можем получить в ходе нашего пари. Для удобства разделим наши 50 подбрасываний на 5 частей по 10 коинфлипов:


По результатам нашего теста мы видим, что благодаря положительной дисперсии мы выиграли на 14 долларов больше, чем ожидали! В ходе нашего пари "решка" выпадала в 58% случаев, и такой результат мы можем считать проявлением положительной дисперсии, основанной исключительно на везении.

Теперь посмотрим, как будут обстоять наши дела в долгосрочной перспективе. Для этого увеличим размер нашей выборки (количество бросков):

Как мы видим, после 2000 подбрасываний мы все еще можем наблюдать небольшое отклонение от ожидаемого распределения, однако, после 3000 коинфлипов результаты уже довольно близки к 50 на 50. Выходит, что по мере увеличения размера выборки влияние дисперсии минимизируется.

Борьба с негативной дисперсией.

Оказавшись в "эпицентре" отрицательной дисперсии довольно сложно контролировать себя и свою игру. Более того, вы можете начать считать себя абсолютно некомпетентным игроком, который неспособен зарабатывать покером. В такие периоды вы должны "держать удар" и делать все возможное, чтобы уменьшить дисперсию: воздерживаться от маргинальных пушей с дро, избегать частых коинфлипов, сохранять эмоциональный рассудок.

Проигрыши под воздействием негативных эмоций и тильта довольно сильно распространены среди игроков, которые столкнулись с даунсвингом. Разумеется, игра в тильте лишь усугубляет последствия дисперсии и саму дисперсию, что и рождает собой замкнутый круг. Лучшее, что вы можете сделать в моменты, когда вы полностью разочарованы в игре, это завершить сессию и заняться чем-то другим. Не позволяйте себе терять деньги по причине тильта тогда, когда вы и так теряете их ввиду отрицательной дисперсии.

Также следует осознавать, что мы можем минимизировать вероятность наступления тильта, если примем дисперсию как нечто естественное и неизбежное. Дисперсия является неотъемлемой частью покера: в краткосрочной перспективе элемент везения может породить как положительную, так и отрицательную дисперсию, однако, на длинной дистанции влияние удачи на конечный результат сводится к минимуму. Говоря иначе, на дистанции мастерство всегда побеждает удачу!

Более того, при игре в покер мы не должны обращать существенного внимания на результаты отдельных сессий по той причине, что все краткосрочные итоги обусловлены дисперсией. На протяжении вашей покерной карьеры будут моменты, когда рекреационные игроки будут переезжать вас в каждой раздаче, однако, в другое время - вы будете играть с заоблачным винрейтом, поэтому вместо того, чтобы зацикливаться на сиюминутных результатах, сконцентрируйтесь на принятии +EV решений, которые обеспечат вам прибыль в долгосрочной перспективе.

Подытожим:

  • Причиной дисперсии является элемент везения.
  • При небольшом размере выборки влияние дисперсии на конечный результат повышается: вы будете испытывать множество апсвингов и даунсвингов.
  • Влияние дисперсии на результат сводится к минимуму на больших выборках.
  • Минусовая игра на коротких отрезках дистанции не обязательно означает, что вы играете плохо.
  • Плюсовая игра на коротких отрезках дистанции не обязательно означает, что вы играете хорошо.
  • Играя в покер на профессиональном уровне, вы должны перестать ориентироваться на краткосрочные результаты и начать принимать дисперсию как важнейшую составляющую игрового процесса.


Поделиться статьей в соц сетях.

Комментарии

Joker12621
Joker12621  16.03.2017 | 12:43

У Мошмана хорошо написано: дисперсия не даёт оппонентам понять что они минусовые, иначе они играли бы реже или вообще не играли бы))